Персональный сайт воспитателя Баглачёвой Марины Яковлевны
Выступление на педсовете «Экологическое воспитание»Всё хорошее в людях – из детства!
Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Главные направления экологической работы в ДОУ - научить детей видеть и понимать красоту родной природы, передать определенные знания в области экологии воспитанникам бережно относиться ко всему живому. Одна из составных частей работы дошкольного учреждения - работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста. Основная цель педагогов — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.), помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей; - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность; - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников. В детском саду необходимо разработать систему сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: · педагог - родитель; · педагог - ребенок - родитель. Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания. Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами: - пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. - проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес. Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители. - еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей. - для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета. - групповые родительские собрания, проведенные с выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей. - организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов. - педагогические беседы с родителями на экологические темы. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. - В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций. - организовывать совместные экологические проекты. Цели экологических проектов: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей. Задачи экологических проектов: 1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. 2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. 3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей . 4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее. Также можно порекомендовать создать эколого-развивающую среду в домашних условиях, которая должна включать: · уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. · уголок “выращивания”, оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.; · фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом. Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей? В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры. Во вторую благодаря нашей работе родители станут активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появится заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей. Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. 30 января 2023 в 13:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.