Персональный сайт воспитателя Баглачёвой Марины Яковлевны

Выступление на педсовете «Организация деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней и старшей группах.

Организация деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней и старшей группах.

Ничто так не характеризует

степень развития  общества,

степень общественной культуры,

как уровень читающей публики

в данный исторический момент.

Н.А.Рубакин.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые  слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге  просмотр телевизора, компьютерные игры.  А ведь художественная литература играет большую роль  в личностном развитии  человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое  значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать  образность и ритм родной речи.   Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё  последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Чтение художественной литературы выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;  приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

По приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

При ознакомлении детей с литературными произведениями решается  принципиальная установка – сформировать отношение  к литературе, как к самоценному виду искусства.

 Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно  занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста.  Известный писатель В.Брюсов писал: «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга».

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой  является – воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное  восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать  и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается  с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. Педагогами детского сада должныбыть оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание:  наличие  специально оборудованного  места для чтения и литературного творчества;разнообразие литературы по жанру  (стихи, рассказы, сказки, познавательные  и развивающие книги);наличие  в книжном уголке разных типов книг (книжки – игрушки, книжки – картинки,  книжки – вырубки, книжки - панорамы);в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки  «Полочки умных книг»,  «Читаем сами».

Ознакомление детей с художественной литературой должно осуществляться на занятиях разного вида:

· Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к  ведущим  темам детской  литературы, наиболее близким  и понятным детям, взятым из их детской  жизни);

· Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их  возрасту  теоретическими  понятиями,  необходимыми  для выявления  худ. особенностей текста);

· Творческие (чтение, в процессе которого развивается  творческий потенциал  дошкольников);

· Аналитические(чтение, в процессе которого дети учатся  анализировать текст  с целью глубокого  проникновения его смысла и худ.особенностей).

Работа по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой от двух до шести человек. В младшей группе детей делят на две подгруппы, в средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям.

Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают  аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности. Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года.Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость и воспитателя, и детей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он подчеркнуто бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей: напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. («Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все любят чистоту. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»).  Детям необходимо руководство в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.Дети, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения (стихотворение, проза), а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

 

Таким образом можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

 

 

30 января 2023 в 13:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.