Персональный сайт воспитателя Баглачёвой Марины Яковлевны

Отчёт по самообразованию тема: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»


Проект создать – не поле перейти,

Мы не искали легкого пути,

Мы можем все, хоть мы совсем не боги,

В дошкольном деле мы - простые педагоги…

                                                                                    О.В.Каржаневская

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;

-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;

- Применить полученные знания на практике;

-Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

Актуальность темы:

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

- Личностно ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Работая первый год по этой теме, в группе реализовали два краткосрочных проекта: «Комнатные растения», «Золотая хохлома», и два долгосрочных: «Волшебница-вода», «Зимушка-зима» (рассчитанный на 2 месяца).

«Волшебница-вода»

 

 Цели проекта:  расширять кругозор дошкольников, формировать интерес и познавательно – исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле

Задачи проекта:

1.Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах,

2.Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов;

3. Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной.

4. Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её

5.Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Результаты:

Дети узнают:

1.О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки).

2.О роли воды в жизни человека и живых организмов.

3.Узнают, что такое – круговорот  воды в природе.

4.Узнают о том, что воду загрязняют,  мероприятиях по предотвращению загрязнения.

5.Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.

6.Дети будут бережно относиться к воде.

«Зимушка-зима»

Цель проекта:

Конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Познакомить с зимними месяцами, красотой Уральской зимней природы. Развивать творческую фантазию детей, самостоятельность.

Задачи проекта:

1.Сформировать у ребенка представление о русской зиме.

2.Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

3.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.

4.Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной, изобразительной и  музыкальной деятельности.

Результаты:

1. Воспитанники конкретизировали знания о зиме  и ее приметах, особенностях, о жизни зимующих птиц.

2. Освоили некоторые классические художественные элементы, научились из полосок и бросового материала изготавливать поделки, применили полученные знания на практике.

3. Совместно с детьми был изготовлен лепбук «Зимушка-зима».

4. Совместно с родителями проведены фотовыставка «Зима» и  выставка «Зима – красавица».

«Комнатные растения»

 Цели проекта:

 Познакомить с развитием и ростом комнатных растений. Закреплять знания детей о растениях: их названиях и приёмах ухода за ними.

Задачи проекта:

1. Расширить знания о комнатных растениях.

2. Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.

3. Развивать познавательный интерес.

Результаты:

1. Расширение представлений по социально-коммуникативному развитию воспитанников.

2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам.

3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

«Золотая хохлома»

Цели:

1. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

2. Развивать у детей познавательный интерес к хохломской росписи.

3.Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.

Задачи:

1.Развивать  познавательную активность детей.

2.Развивать чувство цвета, композиционные умения.

3. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской росписью.

4. Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

5. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам хохломской росписи.

6.Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

7.Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

8. Воспитывать эстетические чувства.

Результаты:

1. Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

2.Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

3. Умение детьми составлять узор по хохломской росписи.

(В результате реализации данного проекта у детей пополнятся  знания, научатся ориентироваться в различных видах росписи и смогут составлять узор по хохломской росписи)

Выводы: Проектная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.

30 января 2023 в 13:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.