Персональный сайт воспитателя Баглачёвой Марины Яковлевны

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателей ДОУ с родителями дошкольников по экологическому воспитанию детей"

 Всё хорошее в людях – из детства!


Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведет к нарушению экологического равновесия.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Главные направления экологической работы в ДОУ - научить детей видеть и понимать красоту родной природы, передать определенные знания в области экологии воспитанникам бережно относиться ко всему живому.

Одна из составных частей работы дошкольного учреждения - работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспи­тание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста. Основная цель педагогов — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отно­шения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.), помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;

- вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;

- создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

В детском саду необходимо разработать систему сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

· педагог - родитель;

· педагог - ребенок - родитель.

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

- проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

- еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

- для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

- групповые родительские собрания, проведенные с выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

- организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

- педагогические беседы с родителями на экологические темы. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

- В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

 

- организовывать совместные экологические проекты. Цели экологических проектов: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в   деле воспитания детей.

  Задачи экологических проектов:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей  .

4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Также можно порекомендовать создать эколого-развивающую среду в домашних условиях, которая должна включать:

· уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.

· уголок “выращивания”, оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

· фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей? В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.  Во вторую благодаря нашей работе родители станут активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появится заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей. 

Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

21 февраля 2018 в 18:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.